ПРОЕКТ “ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ”, ФИНАНСИРУЕМЫЙ ЕС – ENPI/2013/304-759

ПРОЕКТ
“ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ”,
ФИНАНСИРУЕМЫЙ ЕС – ENPI/2013/304-759
 
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ
I.                   Контекст
Идентификация пилотных проектов для поддержки региональных планов/стратегий развития являются основным мероприятием Компонента 2 Программы ЕС “Поддержка регионального и местного развития в Республике Беларусь” для Брестской, Витебской, Гомельской и Могилевской областей (AAP 2011, RELOAD), и одним из основных мероприятий Компонента 1 продолжения упомянутой программы (AAP 2013, RELOAD 2) для Минской и Гродненской областей.
После анализа требований и рамок к реализации данных мероприятий команда проекта выработала единый подход к идентификации пилотных проектов программ RELOAD и RELOAD 2, который описан ниже в Разделе 2. В результате применения данного подхода сформирован единый список пилотных проектов для реализации на территории всех шести областей (см. Раздел 3). При идентификации проектов учтены и полностью соблюдены различия в общих суммах, рамках и условиях по пилотным проектам согласно соответствующим финансовым соглашениям ЕС-РБ по программе RELOAD и RELOAD 2.
II.                Подход к идентификации пилотных проектов.
Основной задачей пилотных проектов является поддержка приоритетных направлений областных стратегий регионального развития. Согласно техническому заданию, пилотные проекты должны соответствовать региональным приоритетам развития каждой из шести проектных областей, быть инновационными, устойчивыми и тиражируемыми, а также являться продуктом всесторонних консультаций с основными национальными партнерами республиканского уровня, областными администрациями и широкой общественностью.
Согласно требованиям финансового соглашения ЕС-РБ пилотные проекты могут реализовываться исключительно в форме контрактов на поставку оборудования (включая монтажные работы) либо контрактов на оказание услуг. В рамках пилотных проектов не могут финансироваться строительные работы.
Для выполнения всех описанных выше требований проект поэтапно провел следующую работу:
 
ЭТАП 1 – Сбор идей по перспективным направлениям развития каждой области и соответствующих пилотных проектов. Май-август 2014 г.
Сразу после завершения внутринациональных процедур одобрения проекта “Поддержка регионального и местного развития в Республике Беларусь”, его регистрации и назначения Национального Координатора, команда проекта приступила к первому этапу работы по идентификации приоритетов развития и пилотных проектов в областях.
 
Эта работа велась параллельно с разработкой региональных стратегий устойчивого развития с учетом предложений региональных рабочих групп по приоритетным направлениям регионального развития и потенциальным точкам роста.
Были проведены многочисленные миссии и встречи в областях, во время которых осуществлялось информирование о проекте основных партнеров и общественности на региональном уровне, устанавливались рабочие контакты и партнерские отношения, в режиме открытого обсуждения собирались идеи по пилотным проектам, способствующим устойчивому развитию региона.
В результате работы в шести областях получено около 25 предложений по разнообразной тематике, которые были обобщены в первом списке пилотных проектов.
Данный список был обсужден с представителями национального координатора проекта – НИИЭ и координатором проекта Представительства ЕС в Беларуси. По итогам консультаций список был уточнен и конкретизирован с учетом требований финансового соглашения ЕС-РБ.
 
ЭТАП 2 – Консультации с вовлеченными национальными партнерами (областными администрациями и соответствующими профильными министерствами).     Сентябрь 2014 г.
На втором этапе команда проекта провела анализ информации, собранной в ходе Этапа 1. Из всех собранных идей было выявлено несколько общих тем и направлений, актуальных для Беларуси в целом, а также было выделено несколько приоритетных тем с наибольшим ожидаемым социально-экономическим эффектом и высоким потенциалом для тиражирования. Эксперты проекта провели ряд встреч и консультаций с уполномоченными представителями областных исполнительных комитетов и с профильными министерствами (Минспорт, Минэнерго, Минжилкомхоз и т.д.) с целью подтвердить соответствие пилотных проектов национальным приоритетам и планам мероприятий, и не допустить дублирования усилий и финансирования.
 
В результате – определено 4 основных направления для пилотных проектов в Республике Беларусь (развитие туризма, развитие велодвижения, обращение с отходами, зеленая энергетика), составлен предварительный список проектов (около 16) по указанным направлениям с конкретными демонстрационными площадками для каждой заинтересованной области.
 
ЭТАП 3 – Проведение общественных обсуждений пилотных проектов. Октябрь 2014 г.
С 13 по 23 октября 2104 года команда проекта организовала и приняла участие в шести круглых столах, по одному в каждой области Беларуси.  В рамках круглых столов, помимо прочего, прошло обсуждение предварительных вариантов пилотных проектов в регионах, приведение их в соответствие с основными стратегическими направлениями развития каждой области, обсуждение реалистичности их выполнения в установленные сроки. В круглых столах принимали участие члены Рабочих групп по разработке стратегии развития области и заинтересованные представители общественности и СМИ. По итогам круглых столов экспертами проекта проводилась совместная доработка пилотных проектов, получивших наибольшую поддержку общественности, с непосредственными бенефициарами (организациями – получателями услуг или оборудования).
 
ЭТАП 4 – Анализ рисков, SWOT-анализ, оценка и ранжирование пилотных проектов. Ноябрь 2014 г.
С пилотными проектами, которые вошли в окончательный короткий список по итогам общественных обсуждений, была проведена работа по проведению SWOT-анализа и оценке рисков. В соответствии с полученной оценкой проекты были проранжированы и рекомендованы к исполнению, либо зачислены в резервные.
 
ЭТАП 5 - В декабре 2014 года окончательный список проектов-финалистов был формально одобрен и утвержден национальным координатором проекта (НИЭИ Минэкономики), Министерством экономики РБ, и Представительства ЕС в Беларуси. Инициированы соответствующие тендерные процедуры, которые должны завершиться к лету 2015 года. Точный бюджет каждой инициативы станет известен только после определения компаний-поставщиков товаров или услуг.
 
III.             Описание пилотных проектов
 
1.
 
ПОСТАВКА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ И ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ
 
Тип – поставка оборудования.
Состоит из 4 компонентов (см. ниже)
 
Компонент 1.1
 Поставка оборудования для пилотного проекта в г. Новогрудке «Сбор, сортировка и полный цикл утилизации твердых бытовых отходов (с охватом Кореличского и Ивьевского районов)*
(Гродненская область)
Идея проекта:
Решение проблемы экологически чистого развития малых городов Беларуси. Оптимизация логистики с целью сокращения стоимости сбора и вывоза мусора, а также получение дополнительного дохода от утилизации отдельных фракций ТКО. Внедрение современной культуры обращения с отходами. Повышение объемов извлекаемых вторично-материальных ресурсов.
 
Актуальность проекта:
Реализация проекта соответствует Национальной программе развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года, Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления».
 
Пилотный проект соответствует одному из приоритетных направлений развития Гродненской области (приоритет «Охрана окружающей среды»), обозначенному в проекте стратегии устойчивого развития Гродненской области. В рамках этого приоритета, в частности, планируется:
·         постепенная ликвидация мини-полигонов и создание системы сбора отходов городских и сельских населенных пунктов, ориентированной на использование современных мощностей по сбору, вывозу, сортировке и захоронению отходов;
·         создание условий для вовлечения частного бизнеса и общественных организаций в решение проблемы раздельного сбора и переработки вторичных материальных ресурсов.
 
Краткое описание проекта:
В республике Беларусь около 90 малых городов (20-40 тыс. жителей). В настоящее время в малых городах практически отсутствуют системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), их транспортировка и сортировка, а также не установлено технологическое оборудование для утилизации отдельных отсортированных фракций.
Поставка оборудования для демонстрационного проекта будет включать:
1.      Контейнеры раздельного сбора ТКО для частных домохозяйств.
2.      Контейнеры раздельного сборы ТКО (пластмасса, стекло, металл, бумага, дерево, биоотходы) для многоквартирных домов (на специально оборудованные площадки).
3.      Мусоровозы для раздельного вывоза ТКО
4.      Сортировочная линия:
4.1. Контейнер приемный с раскрывателем мусорных пакетов;
4.2. Контейнер наклонный с металлосепаратором;
4.3. Контейнер сортировочный с эстакадой;
4.4. Контейнеры накопления отсортированных фракций ТБО;
4.5. Контейнер удаления остатка;
4.6. Пресс-пакетировщики;
4.7. Щиты управления.
5.      Технологическое оборудование для утилизации ПЭТ бутылок и пластмассы, стекла, древесных отходов, биоотходов, пресс для металла:
5.1. Линия мойки, агломерирования и гранулирования вторичных полимеров;
5.2. Линия по переработке ПЭТФ бутылок в чистые хлопья;
5.3. Линия по производству полимерпесчаных строительных материалов;
5.4. Линия по производству полимерной хвои для елок, венков.
 
Возможно некоторое изменение по составу технологических линий в зависимости от морфологического состава отходов.
 
 
* При разработке тендерной документации оборудование по компонентам 1.1 и 1.2 будет объединено в 1 лот
 
Оборудование поставляется Новогрудскому районному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (РУП ЖКХ).
 
Ожидаемые результаты проекта
Экономический:
Повышение объемов извлекаемых вторично-материальных ресурсов из общего объема ТКО.
Значительный экономический эффект от вторичной переработки отдельных фракций твердых коммунальных отходов;
Увеличение налоговых поступлений в бюджет
Социальный:
Изменение внешнего облика дворов и мест общего пользования.
Улучшение санитарное состояние мест общего пользования и проживания населения.
Создание новых рабочих мест;
Переработка отходов с предварительной сортировкой.
Экологический:
Уменьшение объемов захоронения отходов на полигоне ТКО, что повлечет за собой снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Сокращение интервала нахождения ТКО на площадках сбора, что повлияет на санитарное состояние города
Улучшение экологической обстановки в регионе.
 
Обеспечение устойчивости результатов:
После поставки технологического оборудования для сбора, сортировки и утилизации ТКО Новогрудское РУП ЖКХ получит возможность извлекать значительное количество вторичных материальных ресурсов, которые пойдут на вторичную переработку. Повысится уровень культуры населения по обращению с отходами. Опыт реализации проекта в г. Новогрудке позволит рекомендовать создание аналогичных производств в других малых городах Республики Беларусь.
 
Риски (со стороны бенефициара):
Строительство (подготовка) площадок под новые контейнеры.
Строительство (подготовка) помещений под оборудование сортировочной линии и под оборудование перерабатывающего комплекса;
Зависимость подготовительных строительных работ от результатов тендера на оборудование
 
Компонент 1.2
 Поставка оборудования для пилотного проекта в г. Хотимске «Сбор, сортировка и полный цикл утилизации твердых бытовых отходов (с охватом Костюковичского и Климовичского районов)
(Могилевская область)
Идея проекта:
Решение проблемы экологически чистого развития малых городов Беларуси. Оптимизация логистики с целью сокращения стоимости сбора и вывоза мусора, а также получение дополнительного дохода от утилизации отдельных фракций ТКО. Внедрение современной культуры обращения с отходами. Повышение объемов извлекаемых вторично-материальных ресурсов.
 
Актуальность проекта:
Реализация проекта соответствует Национальной программе развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года, Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления».
 
Пилотный проект соответствует одному из приоритетных направлений развития Могилевской области (приоритет «Оптимизация системы обращения с отходами»), обозначенному в проекте стратегии устойчивого развития Могилевской области. В рамках этого приоритета, в частности, планируется введение двух уровней сортировки отходов:
·         первичная сортировка отходов населением (контейнеры для раздельного сбора отходов, раздельный вывоз отходов, обучение принципам сортировки, информационная работа);
·         дополнительная промышленная сортировка отходов с целью максимального извлечения вторичных материальных ресурсов. 
 
Краткое описание проекта:
В Республике Беларусь около 90 малых городов (20-40 тыс. жителей). В настоящее время в малых городах практически отсутствуют системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), их транспортировка и сортировка, а также не установлено технологическое оборудование для утилизации отдельных отсортированных фракций.
Поставка оборудования для демонстрационного проекта будет включать:
1.      Контейнеры раздельного сбора ТКО для частных домохозяйств.
2.      Контейнеры раздельного сборы ТКО (пластмасса, стекло, металл, бумага, дерево, биоотходы) для многоквартирных домов (на специально оборудованные площадки).
3.      Мусоровозы для раздельного вывоза ТКО
4.      Сортировочная линия:
4.1. Контейнер приемный с раскрывателем мусорных пакетов;
4.2. Контейнер наклонный с металлосепаратором;
4.3. Контейнер сортировочный с эстакадой;
4.4. Контейнеры накопления отсортированных фракций ТБО;
4.5. Контейнер удаления остатка;
4.6. Пресс-пакетировщики;
4.7. Щиты управления.
5.      Технологическое оборудование для утилизации ПЭТ бутылок и пластмассы, стекла, древесных отходов, биоотходов, пресс для металла:
5.1. Линия мойки, агломерирования и гранулирования вторичных полимеров;
5.2. Линия по переработке ПЭТФ бутылок в чистые хлопья;
5.3. Линия по производству полимерпесчаных строительных материалов;
5.4. Линия по производству полимерной хвои для елок, венков.
 
Возможно некоторое изменение по составу технологических линий в зависимости от морфологического состава отходов.
 
Оборудование поставляется Хотимскому районному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (РУП ЖКХ).
 
Ожидаемые результаты проекта
Экономический:
Повышение объемов извлекаемых вторично-материальных ресурсов из общего объема ТКО.
Значительный экономический эффект от вторичной переработки отдельных фракций твердых коммунальных отходов;
Увеличение налоговых поступлений в бюджет
Социальный:
Изменение внешнего облика дворов и мест общего пользования.
Улучшение санитарное состояние мест общего пользования и проживания населения.
Создание новых рабочих мест;
Переработка отходов с предварительной сортировкой.
Экологический:
Уменьшение объемов захоронения отходов на полигоне ТКО, что повлечет за собой снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Сокращение интервала нахождения ТКО на площадках сбора, что повлияет на санитарное состояние города
Улучшение экологической обстановки в регионе.
 
Обеспечение устойчивости результатов:
После поставки технологического оборудования для сбора, сортировки и утилизации ТКО Хотимский РУП ЖКХ получит возможность извлекать значительное количество вторичных материальных ресурсов, которые пойдут на вторичную переработку. Повысится уровень культуры населения по обращению с отходами. Опыт реализации проекта в г. Хотимске позволит рекомендовать создание аналогичных производств в других малых городах Республики Беларусь.
 
Риски (со стороны бенефициара):
Строительство (подготовка) площадок под новые контейнеры.
Строительство (подготовка) помещений под оборудование сортировочной линии и под оборудование перерабатывающего комплекса;
Зависимость подготовительных строительных работ от результатов тендера на оборудование
Компонент 1.3
Поставка оборудования на Брестский мусороперерабатывающий завод с учетом совершенствования технологического процесса сбора и сортировки ТКО.
(Брестская область)
 Идея проекта:
Оптимизация логистики с целью сокращения стоимости сбора и вывоза мусора, а также получение дополнительного дохода от утилизации отдельных фракций ТКО. Модернизация контейнерных площадок. Внедрение современной культуры обращения с отходами. Повышение объемов извлекаемых вторично-материальных ресурсов до 20% из общего объема ТКО.
 
Актуальность проекта:
Реализация проекта соответствует Национальной программе развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года, Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления»
 
Пилотный проект соответствует одному из приоритетных направлений развития Брестской области (приоритет «Зеленый регион»), обозначенному в проекте стратегии устойчивого развития Брестской области. В рамках этого приоритета, в частности, планируется:
·         обеспечить вовлечение отходов, обладающих наибольшим экономическим потенциалом, в хозяйственный оборот;
·         обеспечить полный сбор опасных отходов потребления;
 
Краткое описание проекта:
КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» (далее Завод) осуществляет сбор, вывоз, переработку (сортировку с обезвреживанием) твердых коммунальных отходов г. Бреста (далее ТКО) с извлечением вторичных материальных ресурсов. В г. Бресте для сбора мусора организовано 2449 площадок ТКО и  установлено 4772 контейнера. Для раздельного сбора вторично-материальных ресурсов организовано 267 контейнерных площадок и установлено 1537  контейнеров, в  том числе 508 контейнеров (для стекла-301 шт, для пластика – 118 шт.) , которые принадлежат Заводу. Автомобильный парк предприятия насчитывает 35 единиц мусоровозов с боковой и задней загрузкой, включая автомобили, оснащенные системой мультилифт.
Результатом действующей организации сбора ТКО является то, что до 90% отходов, поступающих на сортировочные линии Завода, являются смешанными (с отходами крупногабаритного мусора и органических отходов с высокой влажностью). В связи с постоянно растущими заданиями по извлечению вторичных материальных ресурсов из ТКО, существующая система сбора требует совершенствования. При этом реализация мероприятий по обращению с ТКО должна быть обязательно увязана с техническими возможностями КПУП БМПЗ.
В рамках реализации проекта поставки оборудования Брестскому КПУП БМПЗ планируется:
 
- поставка 240 контейнеров для раздельного сбора ТКО на 30-ти экспериментальных контейнерных площадок в многоквартирном секторе с;
- поставка 17 000 контейнеров для частного сектора объемом 120л и 240 л.;
- поставка 4-х пресс-контейнеров для использования при сборе ВМР;
- поставка 2-х инновационных мусоровозов для обслуживания жилого сектора.
 
Ожидаемые результаты проекта
Экономический:
Повышение объемов извлекаемых вторично-материальных ресурсов до 20% из общего объема ТКО.
Значительный экономический эффект от вторичной переработки отдельных фракций твердых коммунальных отходов;
Эффект от повышения загрузки и производительности технологических линий завода;
Увеличение налоговых поступлений в бюджет
Социальный:
Изменение внешнего облика дворов и мест общего пользования.
Улучшение санитарное состояние мест общего пользования и проживания населения.
Создание новых рабочих мест;
Переработка отходов с предварительной сортировкой.
Экологический:
Уменьшение объемов захоронения отходов на полигоне ТКО, что повлечет за собой снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Сокращение интервала нахождения ТКО на площадках сбора, что повлияет на санитарное состояние города
Улучшение экологической обстановки в регионе.
Обеспечение устойчивости результатов:
После поставки дополнительного технологического оборудования КПУП БМПЗ получит возможность извлекать до 20% вторичных материальных ресурсов, которые пойдут на вторичную переработку. Повысится уровень культуры населения по обращению с отходами. Опыт эксплуатации технологических линий на названном предприятии позволит рекомендовать создание аналогичных производств в других городах Республики Беларусь.
Риски (со стороны бенефициара):
Подготовка площадок под новые контейнеры.
 
 
Компонент 1.4
Поставка оборудования для КУП «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области».
(Гомельская область)
 
Идея проекта:
Утилизация токсичных отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, циклические углеводороды, галогеносодержащие углеводороды и др.
 
Актуальность проекта:
Реализация проекта соответствует Национальному плану, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 г. № 271 «Об утверждении Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011-2015 гг.»
 
Пилотный проект соответствует одному из приоритетных направлений развития Гомельской области (приоритет «Устойчивое обращение с отходами»), обозначенному в проекте стратегии устойчивого развития Гомельской области. В рамках этого приоритета, в частности, планируется:
·         поэтапное формирование в области экологически безопасных районных систем обращения с отходами;
·         создание производства по переработке (обезвреживанию, захоронению) токсичных отходов на территории Гомельской области;
 
Краткое описание проекта:
Технологическая линия для обезвреживания опасных токсичных отходов 1 – 3 классов опасности термическим методом на микроволновом оборудовании ГР 200 + МОГ состоит из следующего технологического оборудования:
1.      Автоматическая система подачи материала.
2.      Оборудование ГР 200 с производительностью 200 кг в час.
3.      Камера дожига газа.
4.      Установка МОГ (газоочистка).
5.      Скруббер с системой рекуперации тепла.
6.      Золоудаление, с охлаждением золы.
В основе технологической линии лежит уникальная технология микроволнового термического уничтожения отходов, с микроволновым оборудованием газоочистки.
Технология, используемая в микроволновой установке МОГ основана на воздействии концентрированного СВЧ поля на проходящий поток газа через вертикальную (специальную) камеру, эффективно смешивается с дозировано впрыскиваемыми химическими растворами которые нейтрализуют такие элементы например как хлор и фтор. Температура в камере поднимается от 900 до 1600°С. Очищаемые газы, в турбулентном  потоке,  пропускаемые через камеру, мгновенно нагреваются до высоких температур и эффективно окисляются. Все тяжёлые металлы, которые находятся в очищаемом газе, оседают на оксидантах внутри камеры, с которых легко удаляются во время технического обслуживания.
 
Оборудование поставляется КУП «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области»
 
Ожидаемые результаты проекта:
 
Экономический:
Будет получена экономия значительных средств, которая затрачивается в настоящее время на периодический учет и анализ токсичных отходов, переорганизацию их хранения, обеспечивающую предотвращение загрязнения окружающей среды;
Эффект от создания нового производства;
Увеличение налоговых поступлений в бюджет
Социальный:
Уменьшения риска возможного увеличения заболеваемости населения из-за воздействия как самих токсичных отходов, так и продуктов их химического превращения в результате действия солнечного излучения, атмосферных осадков, различного рода примесей;
Создание новых рабочих мест;
Переработка отходов без предварительной сортировки.
Экологический:
Полная деструкция токсичных соединений;
Избежание образования вторичных токсичных продуктов;
Улучшение экологической обстановки в регионе.
 
Обеспечение устойчивости результатов:
После поставки дополнительного технологического оборудования КУП «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области» продолжит функционировать. Опыт эксплуатации технологической линии для обезвреживания опасных токсичных отходов на названном предприятии позволит рекомендовать создание аналогичных производств на предприятиях в других регионах Республики Беларусь, где в больших объемах могут образовываться токсичные отходы.
 
Риски (со стороны бенефициара):
Строительство (подготовка) помещения под новое оборудование;
Выполнение строительных работ по подготовке фундаментов;
Подвод инженерных коммуникаций (электроэнергия, газ, вода, канализация, отвод избыточного тепла).
Зависимость подготовительных строительных работ от результатов тендера на оборудование.
 
 
_____________________________________________________________________________
 
 
2.
 
ВНЕДРЕНИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В МАЛЫХ ГОРОДАХ, НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И НА ТУРИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ
 
Тип – поставка оборудования.
Cостоит из 3 компонентов (см. ниже)*
 
Компонент 2.1
Поставка оборудования для КУПП ЖКХ «Боровка» Лепельского района для производства и сжигания возобновляемого топлива – брикетов из соломы
 (Витебская область)
Идея проекта:
Освоение нового для предприятия инновационного, энергоэффективного, экономически выгодного производства с использованием местных видов топлива; внедрение инновационной технологии по выпуску экспортоориентированного экологического возобновляемого топлива, а также - использование его для производства тепловой энергии на собственных теплоисточниках (котельных).
Актуальность проекта:
Реализация проекта соответствует Национальной программе развития местных и возобновляемых источников на 2011-2015 годы.
 
Пилотный проект соответствует одному из приоритетных направлений развития Витебской области (приоритет «Витебская область – регион равных возможностей, обеспечивающий высокие стандарты качества жизни каждому жителю на основе активного использования местных преимуществ, современных коммуникаций и сотрудничества»), обозначенному в проекте стратегии устойчивого развития Витебской области. В рамках этого приоритета, в частности, планируется:
·         создание достаточной экономической базы развития районов области за счет приоритетного развития видов экономической деятельности, базирующихся на местных ресурсах и возможностях, перехода к кластерным механизмам взаимодействия.
 
Краткое описание проекта:
Коммунальное унитарное производственное предприятие «Боровка» Лепельского района является организацией в сфере обеспечения населения и юридических лиц коммунальными услугами, входит в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Организационное управления Унитарным производственным предприятием «Боровка» осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства Витебского облисполкома.
Поставка оборудования КУПП «Боровка» укрупненно включает в себя две технологические линии:
 
 
* При разработке тендерной документации оборудование по компонентам 2.1, 2.2 и 2.3  будет объединено в 1 лоты по однотипному оборудованию
 
1.      Мобильная установка для производства брикетов из отходов растениеводства.
2.      Котлы для сжигания брикетов на модернизированных котельных предприятия
 
 
Мобильная  установка предназначена для производства топливных брикетов  из биомассы (солома, льнокостра, камыш, сено и пр.). Из предварительно измельченной биомассы, без добавки каких-либо компонентов, химических веществ, наполнителей, клеев, и т. п. формируются топливные брикеты. Всё оборудование для производства брикетов установлено в контейнере, интегрированный дизель-генератор делает установку независимой, а возможность перемещения установки к сырью позволяет максимально сократить логистику и перерабатывать биомассу в брикеты в организованных пунктах брикетирования.
 
Описание технологического процесса производства брикетов из биомассы:
Мобильная установка для брикетирования соломы (сена) работает в полевых условиях с производительностью 840 кг/час. Используемая биомасса не требует предварительной сушки – допустимая влажность составляет от 15 до 35 %. Брикетировочный пресс с двумя выходами снабжён двумя стабилизаторами брикета длинной 3 метра каждый, направляющие стабилизируют и охлаждают производимый брикет.  Брикеты  производятся без химических закрепителей под высоким давлением, таким образом брикетированный материал – это натуральное сырьё без добавок клея и других веществ с теплотворной способностью 15,5 до 17,5 мДж/кг. Брикеты могут сжигаться с углем или использоваться отдельно. Пригодно для применения в традиционных нагревательных котлах, кафельных печах, каминах, электростанциях, и автоматизированных котельных.
 
Поставка мобильной установки для производства брикетов - состав и принципиальное описание технологических участков:
- Один стол подачи тип SP2;
- Один измельчитель;
- Два контейнера сечки;
- Транспортный вентилятор;
- Шесть брикетировщиков.
- Сельскохозяйственный прицеп (шасси на трёх осях).
 
Поставка 6 котлов на биомассе для котельных предприятия.
Поставляемые котлы будут обеспечивать тепловой энергией и горячей водой социально значимые объекты: школы, детские сады, больницы.
 
Ожидаемые результаты проекта
Экономический:
Реализация проекта позволит:
- использовать местное сырье (солому) в качестве возобновляемого источника энергии (на данный момент около 80% соломы остается на полях, и никак не используется);
- повысить энергетическую эффективность сжигания топлива благодаря использованию современного эффективного котельного оборудования;
- диверсифицировать виды используемого топлива (на данный момент, в связи с переходом на сжигание местных видов топлива, в топливном балансе «КУПП» Боровка около 95% составляет древесина, что определяет зависимость от ее поставщиков и приводит к сложностям в ее заготовке и хранении);
- использовать пепел после сжигания брикетов в котлах, как экологически чистое удобрение для  сельскохозяйственных культур.
- увеличить поступление налогов в бюджет в бюджет
 
Социальный:
- повысить качество теплоснабжения населения сельской местности благодаря замене устаревшего котельного оборудования (физический износ котельного оборудования на ряде котельных сельской местности, находящихся на балансе КУПП «Боровка», доходит до 100%, чем обусловлена их не стабильная работа и периодические поломки);
- обеспечить создание новых рабочих мест;
 
Экологический:
- производство экологичного и возобновляемого топлива.
- снижение выбросов парниковых газов.
 
Обеспечение устойчивости результатов:
После поставки технологического оборудования для производства брикетов из биомассы и котлов для сжигания брикетов Лепельский ЖКХ получит возможность использовать местное сырье (отходы) для производства тепловой энергии для населения района, а также получит значительный доход от своей производственной деятельности. Опыт реализации проекта в  Лепельском районе позволит рекомендовать создание аналогичных производств на предприятиях ЖКХ и агропромышленного комплекса в других районах Республики Беларусь.
 
Риски (со стороны бенефициара):
Выполнение строительных работ по подготовке фундаментов под новые котлы;
Подвод инженерных коммуникаций (электроэнергия, газ, вода, канализация, отвод избыточного тепла).
 
Компонент 2.2
Поставка оборудования агрогородку «Торгуны» Докшицкого района для использования в комплексе по энергоснабжению агрогородка
(Витебская область)
Идея проекта:
Освоение нового для предприятия инновационного, энергоэффективного, экономически выгодного оборудования с использованием местных видов топлива для энергоснабжения агрогородка.
Актуальность проекта:
Реализация проекта соответствует Закону Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» и Национальной программе развития местных и возобновляемых источников на 2011-2015 годы.
 
Пилотный проект соответствует одному из приоритетных направлений развития Витебской области (приоритет «Витебская область – регион равных возможностей, обеспечивающий высокие стандарты качества жизни каждому жителю на основе активного использования местных преимуществ, современных коммуникаций и сотрудничества»), обозначенному в проекте стратегии устойчивого развития Витебской области. В рамках этого приоритета, в частности, планируется:
·         создание достаточной экономической базы развития районов области за счет приоритетного развития видов экономической деятельности, базирующихся на местных ресурсах и возможностях, перехода к кластерным механизмам взаимодействия.
 
Краткое описание проекта:
Поставка оборудования будет осуществляться для первого пилотного проекта в Республике Беларусь по системному использованию «зеленой энергетики» для типового административного комплекса-агрогородка «Торгуны».
Агрогородок «Торгуны» создан в 2005 году и находится в 5 км от районного центра Докшицы. Специализация хозяйства мясо-молочное направление. На территории хозяйства расположено 26 населенных пунктов и проживает 2 400 человек.
Поставка оборудования Агрогородоку «Торгуны» укрупненно включает в себя три технологические линии:
 
1.      Каскад тепловых насосов.
2.      Система солнечных коллекторов для получения горячей воды.
3.      Котлы для сжигания древесной щепы на модернизированной котельной агрогородка.
 
Каскад тепловых насосов и система солнечных коллекторов предназначены для получения горячей воды, которая будет использоваться в тепловой схеме котельной, а также для горячего водоснабжения социально значимых объектов: школы, детскиго сада, медицинского пункта и населения агрогородка и в технологических процессах на животноводческих фермах.
 
Ожидаемые результаты проекта
 
Экономический:
Реализация проекта позволит:
- использовать энергию окружающей среды (тепло воздуха, грунта - тепловые насосы) и энергию солнца для получения горячей воды.
- повысить энергетическую эффективность сжигания древесного топлива благодаря использованию современного эффективного котельного оборудования;
- диверсифицировать виды используемого топлива;
- укрепить финансовое положение агрогородка «Торгуны».
- использовать пепел после сжигания брикетов в котлах, как экологически чистое удобрение для  сельскохозяйственных культур.
- увеличить поступление налогов в бюджет.
Социальный:
- повысить качество теплоснабжения населения сельской местности благодаря замене устаревшего котельного оборудования);
- обеспечить создание новых рабочих мест;
Экологический:
- использование  экологичного и возобновляемого топлива.
- снижение выбросов парниковых газов.
Обеспечение устойчивости результатов:
После поставки технологического оборудования для энергоснабжения агрогородка «Торгуны» хозйство получит возможность использовать энергию окружающей среды и местное топливо для производства тепловой энергии, в том числе горячее водоснабжение, а также получит значительный доход от своей производственной деятельности. Опыт реализации проекта в  Докшицком районе позволит рекомендовать создание аналогичных производств на предприятиях  агропромышленного комплекса в других районах Республики Беларусь.
 
Риски (со стороны бенефициара):
Выполнение строительных работ по подготовке фундаментов под солнечные коллекторы, тепловые насосы и новые котлы;
Подвод инженерных коммуникаций (электроэнергия, вода, канализация).
Зависимость подготовительных строительных работ от результатов тендера на оборудование
 
 
Компонент 2.3
Поставка оборудования для энергоснабжения туристических объектов Минской и Могилевской областей
Идея проекта:
Поставка оборудования для энергоснабжения туристических объектов.
 
Актуальность проекта:
Реализация проекта соответствует Закону Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» и Национальной программе развития местных и возобновляемых источников на 2011-2015 годы.
 
Пилотный проект соответствует двум приоритетным направлениям развития названных областей, обозначенным в проекте стратегиях их устойчивого развития:
·         приоритет «Трансформация системы энергообеспечения региона», в рамках которого, в частности, планируется повышение роли альтернативных возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе областей.
·         приоритет «Развитие туристического потенциала регионов», в рамках которого, в частности, планируется формирование целостных региональных туристических продуктов, в том числе туристического комплекса «Голубая криница» в Могилевской области.
 
Краткое описание проекта:
Поставка оборудования для туристических объектов (на примере туристического комплекса «Голубая криница») будет осуществляться с целью обеспечения туристического комплекса электроэнергией и горячей водой с использование возобновляемых источников энергии. В состав поставляемого оборудования входит:
-           тепловой насос;
-           солнечные коллекторы для получения горячей воды;
-           фотовольтаическая установка;
-           компактная установка для очистки сточных вод и канализации.
 
Ожидаемые результаты проекта:
 
Экономический:
Реализация проекта позволит:
- использовать энергию окружающей среды (тепло воздуха, грунта – тепловые насосы) и энергию солнца для получения горячей воды;
- укрепить финансовое состояние туристического комплекса.
Социальный:-         обеспечить снабжение электроэнергией и горячей водой туристический комплекс.
Экологический:
- использование возобновляемых источников энергии.
- снижение выбросов парниковых газов.
 
Обеспечение устойчивости результатов:
После поставки ВИЭ для энергоснабжения туристических объектов они получат возможность использовать энергию окружающей среды для горячего водоснабжения и выработки электроэнергии, а также значительно уменьшат свои затраты. Опыт реализации проекта для пилотных туристических комплексов позволит рекомендовать внедрения аналогичных ВИЭ на туристических комплексах в других регионах Республики Беларусь.
 
Риски (со стороны бенефициара):
Выполнение строительных работ по подготовке фундаментов под солнечные коллекторы, тепловые насосы;
Подвод инженерных коммуникаций (электроэнергия, вода, канализация).
Зависимость подготовительных строительных работ от результатов тендера на оборудование
_____________________________________________________________________
 
 
3.
 
СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
 
Тип – консалтинговые услуги
 
 
Цель: Поддержка усилий правительства, региональных и местных органов управления по развитию туризма и велотуризма в Беларуси, повышению туристической привлекательности регионов страны и привлечению туристов в регионы Республики (Брестская, Витебская, Минская и Могилевская области).
 
Актуальность: Задачи проекта напрямую соответствуют индикативному направлению пилотных проектов согласно Техническому заданию программы RELOAD 2, которое предписывает приоритет продвижения «национальной культурной идентичности и развития туризма».
 
Проект соответствует стратегическим приоритетам РБ: Разработана концепция Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы. Эта концепция является неотъемлемой частью Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года и полностью соответствует ее задачам. Также, в сентябре 2014 года Советом Министров РБ был утвержден План мероприятий по развитию кемпингов и караванинга в Республике Беларусь на 2015-2016 годы, основная роль в котором отведена Минспорту и областным исполнительным комитетам. В данный момент на рассмотрении и утверждении находится План мероприятий по развитию велосипедного движения в Республике Беларусь на 2015-2016 годы, существенная роль в котором отводится областным администрациям. На национальном уровне предполагается внедрение проекта «Генеральная схема размещения зон и объектов оздоровления, отдыха и туризма Республики Беларусь до 2030 года».
 
Проект соответствует региональным стратегиям устойчивого развития Брестской, Витебской, Минской и Могилевской областей, в приоритеты которых входит развитие регионального туристического потенциала.
 
Ожидаемые результаты:
Повышение спектра и качества туристических услуг в регионах Республике Беларусь. Повышение доли доходов от туризма в региональных экономиках Беларуси. Повышение доли экспорта услуг в составе ВВП страны. Создание устойчивого источника дохода, новых рабочих мест и развитие предпринимательства в регионах.
 
Описание проекта:
Консультационно- экспертные услуги по следующим направлениям:
·         Идентификация туристических точек роста и недоиспользованного туристического потенциала соответствующих регионов Беларуси. Концепции и ТЭО создания и продвижения конкретных туристических продуктов.

  • Разработка ТЭО и рекомендаций по созданию и географическому расположению благоустроенных мест размещения автотуристов (площадки для кемпинга и караванинга) и развитию велоинфраструктуры в пилотных областях.

·         Экспертные рекомендации по развитию соответствующих видов туризма в областях на основе имеющейся инфраструктуры и предпосылок, а также создание и развитие новых направлений для въездного туризма.
·         Описание и подготовка проектно-сметной документации на конкретные объекты туристической инфраструктуры (экотропы, туристические веломаршруты, кемпинги, парки развлечений, и т.д.)

  • Концепции формирования целостного туристического продукта из разрозненных услуг и объектов туризма, создание туристических кластеров и их продвижение на внешние рынки (включая территориальный брэндинг и инновационные маркетинговые и рекламные инструменты, материалы на иностранных языках) на базе конкретных демонстрационных площадок:

-       Брестская область – г. Брест и Брестский район, обходная дорога вокруг Беловежской пущи (бенефициар – Брестский облисполком)
-       Витебская область – г. Полоцк и Полоцкий район (бенефициар – Полоцкий райисполком)
-       Минская область – Мядельский район и озеро Нарочь (бенефициар – Мядельский райисполком)
-       Могилевская область – Мстиславский район (бенефициар – Могилевский облисполком).
·         Разработка рекламно-информационных материалов на русском и английском языках (печатные материалы, ролики, фильмы, и др.)

  • Повышение уровня профессиональной компетенции работников туристической отрасти через образовательные семинары и поездки по туристической тематике.

 
Результаты анализа:
Высокая степень соответствия пилотного проекта задачам проекта “Поддержка регионального и местного развития в республике Беларусь”, национальным и региональным приоритетам. Высокая степень тиражируемости и выраженный демонстрационный эффект. Отсутствие серьезных рисков по реализации проекта. Рекомендован к реализации.